«Восточный экспресс» - организация деловых и частных перелетов

Отдел продаж:
Tel: +7 9233 191 8543
Заказать обратный звонок

Статьи

Приватизация Аэрофлота?  Надо задуматься о светлом будущем  национального перевозчика!

Гендиректор ОАО "Аэрофлот" Виталий Савельев считает, что вопрос о приватизации авиакомпании будет актуален только в 2016-2017 годах, сообщает агентство Прайм.

В течение многих лет Аэрофлот использует «халявные» деньги, так называемые роялти (в размере, по разным оценкам от 250 до 280 миллионов долларов в год), получаемые от иностранных авиакомпаний за уникальное использование огромного воздушного пространства Российской Федерации (это не аэронавигационные сборы, предусмотренные Воздушным Кодеском РФ).

«Халява», как известно, расхолаживает и  не требует от руководства авиакомпании виртуозного, искусного  управления.  Зачем? Ведь деньги с неба сами падают и могут тратиться свободно. И они тратятся, зачастую - без оглядки на фискальные органы. На этом фоне и появляются «березовские», ворующие деньги,  и непонятные частные конторки типа «Андавы», организованные подобными дельцами.

Роялти должны принадлежать государству и никому другому! Точнее,  государственному органу ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации",  созданному решением Правительства для обеспечения безопасности полетов, автоматизации  аэронавигационной системы России и Федеральной системы разведки и контроля  воздушного пространства.

Для  внедрения спутниковых технологий CNS/ATM в соответствии с Резолюциями Ассамблеи ИКАО

История роялти.

Сегодняшние менеджеры должны знать, что история с роялти уходит в далекие времена, когда СССР имел только две международные воздушные трассы (транссибирскую и трансазиатскую), и транзитные беспосадочные полеты иностранных авиакомпаний через территорию СССР были запрещены. Руководство СССР опасалось, что через территорию страны будут перевозить оружие в третьи страны, недружественные СССР. Иностранным авиакомпаниям не хотелось производить техническую посадку для досмотра на территории СССР в Москве, Хабаровске или Ташкенте, поэтому они летали в обход, неся колоссальные потери.

Авиакомпания Finnair, к примеру, выполняла полет из Хельсинки в Токио с посадкой в Анкоридже (Аляска) через Северный Ледовитый  и Тихий океаны.

Eastern express ruВ период перестройки на высоком уровне было принято решение разрешить транзитный пролет территории СССР иностранным авиакомпаниям. Министерству гражданской авиации СССР поручили провести переговоры с заинтересованными авиационными властями для согласования полетов, выгодных для СССР.

Мгновенно выстроились в очередь   более чем 20 иностранных авиакомпаний, заинтересованных выполнять беспосадочные полеты из Европы в Юго-Восточную Азию и обратно через территорию СССР. Неся огромные потери на маршрутах полетов, они высказались однозначно: платить дополнительно роялти, помимо аэронавигационных сборов. Платить еще и потому, чтобы СССР имел возможность оснащать международные воздушные трассы необходимым оборудованием. Иностранным авиакомпаниям это решение было и безопасно, и выгодно, - оптимизация маршрутов с включением территории СССР приносила экономию до пяти–шести часов летного времени. Для СССР же это был настоящий "подарок с небес" – ведь сумма «свалившихся» из ничего роялти составила на тот период не менее 250 миллионов долларов США ежегодно.

Распоряжаться "подарком" стала одна из ведущих авиакомпаний, а точнее единственная – Аэрофлот.

В  начале девяностых годов прошлого столетия  Минфин РФ прекратил финансировать из бюджета аэронавигационную систему России. 36 центров управления воздушным движением закрылись или работали по минимальному временному регламенту, воздушные суда обходили закрытые области и садились на дозаправку из-за нехватки топлива, не прекращалось забастовочное движение диспетчеров, которые не получали зарплату.

В Минтрансе была проведена ревизия опасности текущей ситуации. Многие центры УВД,  такие как Туруханск, Тура и другие, обслуживающие международные полеты, на то время, были  расположены в деревянных "курятниках" сталинских времен. Отсутствовала оперативная связь межу центрами УВД.

Было принято грозное ведомственное решение – делиться! Небольшая часть роялти, отобранная у Аэрофлота,  спасла аэронавигационную систему России, а авиационный мир избежал возможного коллапса, связанного с закрытием воздушного пространства России.

В этот сложный период ряд западных авиакомпаний через Евросоюз стали проталкивать идею лишить Россию роялти, мотивируя это тем, что одна из авиакомпаний пользуется огромными денежными привилегиями, что недопустимо в честной конкурентной борьбе за рынок. Евросоюз начал оказывать давление на правительство России. Понимая возможную угрозу потери роялти, Минтранс приступил к переговорам с руководством ИКАО и ИАТА, чтобы найти выход из создавшегося положения.

Выход из создавшегося положения

Выход был найден. Министр транспорта, генеральный секретарь ИКАО и генеральный директор ИАТА пришли к решению создать в России Аэронавигационный фонд "Ортодромия" для развития системы УВД России. В основу бюджетного наполнения было принято решение использовать роялти. Для исключения воровства и коррупции было принято решение создать наблюдательный совет из представителей Минтранса, ИКАО, ИАТА, Минфина, Министерства промышленности, ФСБ, Счетной  Палаты.

На сегодняшний день это решение "похоронено", переговорщики от России с Евросоюзом полностью проиграли позиции, и роялти в скором времени отнимут.

Ну, а пока некоторые российские авиакомпании ведут "бульдожью схватку под ковром", чтобы хоть недолго, но воспользоваться "деньгами с небес". Им неважно, что эти деньги уйдут, им важно воспользоваться ими сейчас, воспользоваться не по назначению, воспользоваться, пока они не ушли!

Роялти должны принадлежать российскому государству в лице ФГУП Госкорпорации по ОрВД, ибо государство несет ответственность за безопасность полетов в огромном воздушном пространстве России,  а не  авиаперевозчики, борющиеся за право попользоваться не принадлежащими им денежными средствами!

При чем здесь Евросоюз?

Роялти никому отдавать не надо!

И Евросоюз в вопросе о роялти здесь вообще не причем, он просто этим вопросом "играет в политику"! Правительство, если оно заинтересовано в минимизации расходов на национальную аэронавигационную систему, должно контактировать с ИКАО и ИАТА, вернувшись к идее Аэронавигационного фонда "Ортодромия".

Насколько мне известно, Китай эту российскую идею уже реализовал.

В качестве заключения.

Руководству Аэрофлота хотелось бы посоветовать  направить свои усилия в отношении эффективности и безопасности полетов в условиях, когда  будет выбит «костыль»,  на который была опора в течение многих лет. И не тратить времени на удержание во что бы то ни стало кусочка не принадлежащего ему пирога – все равно отберут, не эти, так другие.

(Прим. администратора: данная статья является личным мнением автора)

На фото: Виталий Савельев, генеральный директор ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии"
Фото: Михаил Вахнеев


Автор: Алексей Медведев